В истории АВОВАЗа есть одна модель, покорившая не только Россию, но и зарубежье. Она вошла в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году. С тех пор автомобильный рынок изменился кардинально, но до сих пор "НИВА" не сошла с мировой сцены. Участие в этом проекте стало поворотным в судьбе Петра Михайловича Прусова, "отца Нивы". Первой и самой трудной ступенькой восхождения к пику мастерства. Работа над автомобилем началась в далеком уже 1970 году. Задачу — «создать автомобиль для села» — поставил конструкторам ВАЗа Алексей Николаевич Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР. Он «попросил» сделать полно-приводной вариант «Жигулей», способный ездить в условиях бездорожья.
При распределении в Запорожском машиностроительном институте Пётр Прусов выбрал ВАЗ, как выпускник с красным дипломом, он имел право одним из первых выбирать место будущего распределения – и выбрал Волжский автомобильный завод.
В августе 1970 года Петр Михайлович был принят на ВАЗ инженером-конструктором в отдел проектирования шасси и почти сразу стал выполнять обязанности ведущего конструктора. Первой внедрённой разработкой конструктора Прусова стал поворотный рычаг автомобиля ВАЗ-2101, что решало проблему повышенного износа шин. Было ещё и в ранней конструкторской жизни Петра Михайловича участие в разработке "Чебурашки" - автомобиля 1101. В прочем, во всех серийных моделях ВАЗа можно найти частичку его участия. Но во всем мире знают имя, Прусова Петра Михайловича, которое навсегда вписано как имя создателя автомобиля "Нива", ставшего отцом русского внедорожника.
Главные в создании "Нивы" были конструктора Владимир Соловьев, Петр Прусов и дизайнер Валерий Сёмушкин. Когда Прусова называют отцом «Нивы», он спорит, не соглашаясь с такой однобокой точкой зрения. Его аргументы ясны: «Нива» – творение командное". Прусов работал над проектом внедорожника вместе с коллегами – конструкторами, дизайнерами, испытателями, технологами.
" В базой группе было пять, кто эти люди?
Дизайнер Сёмушкин (Валерий Павлович), ведущий конструктор Прусов (Пётр Михайлович), Котляров (Вадим Александрович) - ведущий испытатель, Маша Попкова (Мария Николаевна), которая уже делала компоновку по готовым и Ольга Страшная, вот это была пятёрка! Соловьёв, как куратор - это надо отдать ему должное"
Интересный факт о создании названия для автомобиля, четыре имени: двух дочерей Прусова и две буквы от имен сыновей Соловьёва Владимира Сергеевича.
- "Поэтому за первой буквой стоит Наташа, за второй – Ирина, за третьей – Вадим и за четвертой – Андрей. Получилась НИВА".
Одним из первых вариантов, например, была модификация ВАЗ-2101 с приподнятым кузовом и дополнительным передним мостом. Но такая модель даже в теории получалась несбалансированной, ухудшалась устойчивость.
В итоге решили конструировать несущий кузов. Очень долго проходили испытания вазовские машины с военной внешностью: в зеленых цветах и тентом.
Похожую модель ВАЗ изначально и собирался презентовать заказчикам. Уже был сделан макет в натуральную величину.
Уже после создания этого макета Семушкин и Прусов стали плотно контактировать и обмениваться идеями. Они оба родились и долго жили в сельской местности и хотели сделать новый вездеход красивым, с минимальными военными мотивами. В ходе таких встреч появились рисунки и макеты, на которых уже узнается «Нива».
Долго проходили испытания и техническим советом был утвержден макет новой "Нивы", этой машине уже на испытаниях не было равных, даже внедорожнику УАЗу. "Нива" прошла все испытания. Тогда и началось её триумфальное шествие.
-"Мы бежали впереди всех, хоть с порванными штанами, но бежали впереди всех!" - П.М.Прусов
И в апреле 1977-го первый автомобиль на продажу покинул конвейер.
«Нива» шикарно смотрелась на рекламных плакатах того времени, отличаясь от других советских авто.
Австрийский автомобильный журнал «Austromotor» написал в 1978-м: «Русские торговые стратеги очень внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу. Неожиданными были сравнительно невысокая стоимость, удавшаяся форма и оснащение этого нового автомобиля с повышенной проходимостью. У Lada нет конкурентов за эти деньги».
"Нива" побывала на всех шести континентах Земли, включая Антарктиду(Нива сумела 15 лет проработать в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен, куда в 1990 году ее доставили по просьбе российских полярников. Пробег машины составил тогда 11 800 км.), и стала единственным российским автомобилем, который официально поставлялся в Японию. Она покорила Северный полюс, Эверест (в 1998 году Нива своим ходом вскарабкалась до базового лагеря на Эвересте — это 5200 метров над уровнем моря. А еще через год машинка снова посетила Гималаи, где покорила рубеж 5726 метров) и Тибет (5726м). А сколько побед на международных ралли, включая «Париж-Дакар», "Париж-Пекин","Алжир", "Ралли фараонов", "Крыша Африки" ! Но и это не всё. НИВА стала прототипом… Suzuki Vitara. За полгода до её выпуска японцы прилетели в Тольятти и подарили Прусову проспект с надписью: «Соавтору Suzuki Vitara от фирмы Suzuki», «Крестному отцу этого автомобиля». В 2010 году на Аллее технической славы в американском Флинте среди звезд выдающихся деятелей мирового автопрома была установлена именная Звезда Петра Прусова под номером 58.
Первые «Нивы» стоили ровно 9000 рублей (чуть меньше «Волги»). 1 июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и «Нива» потянула уже на 10300 целковых. Это снизило покупательский интерес к ней, и ценник вернули в прежнее русло. Но главной проблемой для советского человека всегда были даже не деньги, а невозможность потратить их: мало того, что до 80% всех собранных «Нив» уходило на экспорт, так еще и купить оставшиеся 20% было непросто — дефицит!
«Нива» никогда не продавалась за границей в том же виде и в той же комплектации, что и на внутреннем рынке, в СССР. Там на нее ставили высокую крышу, расширенные колесные диски, специальную резину, панорамные зеркала, задние дворники (на первых наших авто их не было). Ее перекрашивали, клеили на нее молдинги, а салон перешивали. Задние сиденья делались складными, передние — анатомическими. Машины комплектовались люками, расширителями колесных арок, иными решетками радиатора, лебедками. На «Ниву» ставили защиту фар, противотуманки, кенгурятники, подножки…
Благодаря уникальности конструкции, удивительной проходимости и выносливости «Нива» за рубежом превратилась в легенду. Ее оценили в Бельгии и Голландии, Великобритании и Германии. Факт девятый: в Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес». В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х — вообще нормальное явление…
2 апреля Пётр Михайлович назначен на должность главного конструктора автозавода и в этом же году стал первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России. В 2004 году по инициативе Петра Михайловича Прусова была создана некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Форте"", занимающаяся разработкой и внедрением социальных программ образования в Тольятти. В 2007 году он приступил к решению задачи по расширению рынков сбыта продукции ОАО "АВТОВАЗ". При его непосредственном участии организовано производство автомобилей LADA 4х4 в республике Казахстан. С 2009 года Пётр Михайлович руководил группой по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в Чеченской республике.
Из воспоминаний:
- "Меня часто спрашивают – почему конструкцию применил нерамную, почему несущий кузов на «Ниве»? Я, конечно, мог хвастаться, что увидел мол перспективу, но это было прозаично. Просто не было на ВАЗе в тот момент всех необходимых технологий изготовления рамы, были технологии изготовления несущих кузовов. Легкий несущий кузов - технологический «плюс» «Нивы».
Много споров было по поводу применения в Ниве высокооборотного двигателя. У нас просто не было низкооборотного двигателя большого рабочего объема, который в то время применялся на внедорожниках. Выходит, мы как бы предвидели, что в дальнейшем на кроссоверах и джипах начнут применять высокооборотный двигатель. Я считал, что сочетание задней зависимой и передней независимой подвесок обеспечат плавность, хорошую управляемость, не потеряем и в проходимости. Обе подвески пружинные. Мы отказались от рессор. Рессоры тогда на ВАЗе не производили. Больше всего споров было по тормозам. В то время на внедорожниках были барабанные тормоза спереди и сзади. Единственный автомобиль, имевший передние – Land Rover".
- "В то же время, когда появилась «Нива», был сделан проект параллельно на «ИжАвто», который походил на наш. У их машины были рессоры, но кузов уже был легковой, двигатель они применяли высокооборотный. Были дисковые тормоза. Приняли решение устроить «тараканьи бега». Был проект от москвичей. Тогда автомобиль принимался на производство межведомственной комиссией, где от всех организаций были представители. Она давала добро на запуск в производство, точнее сначала на проведение испытаний. Комиссия сказала, что пройдет тот автомобиль, который выдержит ведомственные испытания, где участвовали все три машины".
НИВА-КИНОГЕРОЙ
"Нива" мелькала в огромном количестве кинокартин, в том числе и зарубежных. В фильме Джеки Чана «Кто я?» она активно участвует в ралли-рейде по африканской пустыне. Из широко известных отечественных вспоминается «Бандитский Петербург» (на такой машине ездил герой Домогарова). В заключительной серии «Визита к минотавру» оперативник гонится на Ниве за нехорошим человеком, удирающем на грузовом ЗиЛе.
НИВА В СПОРТЕ
В 1981 году советский автомобиль сумел завоевать третье место в супермарафоне «Париж-Дакар» среди внедорожников. В том же году удалось выиграть две гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В 1982 году гонщик Жан-Клод Бриавуан на Ниве занял в «Дакаре» вторую строчку в абсолютном зачете, а француз Андре Тресса выиграл два «Ралли Фараонов» в Египте и еще раз «Алжирское ралли». В 1985 году Нива победила на ралли «Камерун» и «Алжир». Еще через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум! Это был настоящий триумф советского автопрома! В 1984 году «Нива» приняла участие в малоизвестном ралли «Атлас». Это соревнование оказалось сложнейшей гонкой по африканскому континенту: из 120 стартовавших автомобилей до финиша добралось лишь 40. И снова НИВА первая!!
МЕДВЕДЕМОБИЛЬ
В 2001 году на Волжский автомобильный завод пришло письмо от Максима Никулина с предложением изготовить автомобиль «Ландоле» для аттракциона «Медведи» под управлением дрессировщика Виктора Кудрявцева. А уже 7 февраля 2002 года в Московском цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре во время представления состоялась презентация автомобиля, в которой принимала участие делегация АВТОВАЗа. На арену за рулем машины на базе Нивы-Форы ВАЗ-212180 выехал главный конструктор «ПСА „БРОНТО“ Самойлов, после чего место за рулем занял медведь по имени Степан, а рядом села его сестра. Медведемобиль уверенно тронулся с места и, проехав перед изумленными зрителями еще один круг почета, вырулил с арены за кулисы.
LADA 4x4
П.М.Прусов был инициатором создания в 1998 году и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.
С 2007 года Прусов П.М. занимается решением задач по расширению рынков сбыта продукции ОАО «АВТОВАЗ». При его непосредственном участии организовано производство автомобилей ЛАДА-4х4 в республике Казахстан в ООО «Азия-Авто», что позволило ОАО «АВТОВАЗ» увеличить программу сборки автокомплектов на 5000 штук.
С 2009 года Прусов П.М. руководил рабочей группой по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в г. Аргун Чеченской республики. Данная задача успешно выполнена, и в 2012 году ОАО «АВТОВАЗ» увеличивает производство автокомплектов еще на 2000 штук. За вклад в развитие машиностроительного производства Чечни в январе 2012 года глава Чеченской Республики Р.А.Кадыров наградил Прусова П.М. медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой».
Всего за время производства АВТОВАЗ выпустил более 2,5 миллиона внедорожников ВАЗ 2121 «Нива» и LADA 4x4, более полумиллиона из которых были поставлены на экспорт.
Многочисленные модификации "НИВЫ"
Петр Михайлович Прусов принимал участие в разработке многих других моделей АвтоВАЗа - в проектировании ВАЗ-1111 «Ока», семейства автомобилей ВАЗ-2110 и Samara 2, ВАЗ-2123, семейства автомобилей Kalina, а также ряда концептуальных моделей.
Свою лепту Петр Михайлович внес в развитие таких проектов как «ЛАДА САМАРА» («восьмерка», «девятка» и ее модификации - «93-я» и «99-я» модели); «ОКА», «ЛАДА 110», «ЛАДА КАЛИНА», «ЛАДА ПРИОРА». Многие идеи воплотились в этих автомобилях при его поддержке и по его инициативе. Именно Прусову П.М. довелось принимать ключевые решения в ранге руководителя конструкторской службы.
Нива известна и популярна по всему миру о чем свидетельствуют клубы нивоводов многих стран, о чем свидетельствуют многочисленные клубы автолюбителей Нивы. В Северной Америке тоже есть поклонники российских внедорожников Lada Niva. Они объединяются в клубы и команды и даже участвуют в соревнованиях. Спортивный вариант внедорожника, подготовленный командой под названием СССР — по-английски это читается как «си-си-си-пи», расшифровывается как Classiс Car Club of Pacific, а переводится как «Клуб классических автомобилей Тихого океана»
Японский клуб ниваводов
Греческий клуб любителей НИВЫ
Интернациональный Нива-клуб
Канадский Нива-клуб
А также: Бельгийский клуб Ниваводов, Бразильский, Южноамериканский, Португальский, Итальянский, Французский и многие другие клубы любителей автомобиля НИВЫ.
"Автомобиль, к великому сожалению, не коньяк. С возрастом лучше не становится. Нужно создавать новый. Тут старый может быть столько сколько может пользоваться спросом, новый автомобиль нужно создавать обязательно..."