В Беларуси криницы всегда имели важное значение. В первую очередь они использовались как источники чистой питьевой воды, обладая высокими вкусовыми и лечебными свойствами. Как правило, родники не замерзают в самый сильный мороз и вода в них остаётся прохладной в самую жаркую погоду. Это свойство издавна способствовало их охране и почитанию. Многие криницы в Беларуси называются святыми источниками. К ним приезжают издалека не только испить и набрать чистейшей воды, но и совершить омовение с верой на исцеление — духовное и физическое. Возле таких родников ранее строились часовни и церкви, создавались монастыри. Некоторые источники стали традиционно использоваться для окунания в ледяную воду в приспособленных купелях во время праздника Крещения. Часто с криницами связано много поверий и легенд, которые ещё больше привлекают людей к этим удивительным созданиям природы.
Существует легенда о возникновении названия деревни д. Крынки.
Когда-то на кургане выбилась из-под земли криница. Нашли её пастухи, в порядок привели. Сруб над криницей поставили. Старый пастух сплѐл из бересты корец и на ветку над криницей повесил, чтобы можно было воды напиться.
Вода через край сруба стала переливаться. И в низине целое озерцо образовалось. С него коровы и овцы могли напиться. О том, что в кринице вода чудотворная, никто и не догадывался. Открылось это случайно.
У одного жителя был старый конь, уже еле-еле ноги переставлял. Хозяин выгнал его со двора и по спине колом ударил. Конь побежал и на сук дерева напоролся. Глаз у него вытек. Прибился конь к стаду коров. Пастухи его не отгоняли, жалели, что волки разорвут. Подошёл конь к озерцу, чтобы напиться, поскользнулся и упал в воду. И случилось чудо. Вернулась к нему сила, и видущим стал. Так тот случай и показал чудотворность криничной воды. Потянулись сюда люди со своими болезнями. Вода эта исцеляла от всех недугов.
Дознался местный батюшка, что криница чудотворная, и решил на этом деньги зарабатывать. Позвал он крестьян и приказал над криницей каплицу построить. Старались мужики, работали без отдыха. Красивая каплица получилась. Батюшка вечером мужиков по домам отпустил.
Собрались люди в воскресенье возле каплицы, а на двери большой замок висит – до воды не добраться. Больным и тем подать нельзя. Спросили у батюшки, а тот ответил, что за воду платить придѐтся. Застонали люди от возмущения. Постояли и по домам разошлись. А на следующий день узнали, что криница из-под земли бить перестала. А через несколько дней ещё одна новость - в других местах стали бить из-под земли криницы, кринки по-нашему. Так и деревню, которая позже на том месте возникла, назвали Крынки.
Літаратура: Крынкі // Віцебшчына: назвы населенных пунктаў паводле легендаў і паданняў / склад., запіс, апрац. А. М. Ненадаўца. – Мінск : Беларусь, 2000. – С. 21–25.